?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня пошел третий день, как я, наконец-то, перешел с обычных велосипедных педалей на контактные, обладающие большим рядом преимуществ перед стандартными, но требующие определенного привыкания и повышенной внимательности на дороге.

Контактные педали (англ. clipless pedals) представляют собой особую механическую конструкцию, позволяющую соединить, посредством специальной вело-обуви, ногу велосипедиста и педаль велосипеда в единое целое, обеспечивая тем самым идеальное взаимодействие с приводом велосипеда. На данный момент — это последняя эволюционная стадия технического усовершенствования педалей.

IMG_7786a

В Интернете существует масса подробнейших статей на тему контактных педалей, поэтому я не стану расписывать историю их появления, их устройство, описывать чем отличаются контактные педали для горных и шоссейных велосипедов, различия между моделями, как правильно выбирать вело- обувь и т.п. Со всем этим, при желании, можно ознакомиться самостоятельно, я лишь расскажу об основных плюсах и минусах контактов, дам некоторые советы, а также, в конце, поведаю об одном из главных врагов велосипедиста — голубях...

Если вам не интересно читать про педали, а хотите узнать, почему я ненавижу голубей, можете сразу пролистать страницу в конец статьи, а всех остальных приглашаю к чтению.

Часто от новичков можно услышать, мол, зачем вообще нужны эти педали, если я прекрасно катаюсь и на обычных? Ответ на него лежит в самом принципе работы контактов. Сразу скажу, что если вы являетесь поклонником трюковых дисциплин в велодвижении — контакты вам не нужны, так как в этом случае важна полная свобода положения ноги на педали и возможность моментально соскочить с велосипеда. Также не нужны контакты для дешевых китайских велосипедов и детских велосипедов. Не понадобятся они и любителям прокатиться из дома в магазин и обратно, а также тем, кто чувствует себя в седле неуверенно.

Для кого же они? В первую очередь — для профессиональных спортсменов, где важно свести на минимум расход энергии "в никуда", во вторую очередь — для велотуристов, проезжающих в день большие расстояния, зачастую с тяжелыми грузами, в третью — для всех остальных велосипедистов, активно использующих велосипед, как транспортное средство, а также для тех, кто заботится о своих коленях, но об этом чуть позже.

При езде на обычных платформенных педалях, называемых еще "топталками", эффективность педалирования крайне невысокая, так как, в основном, работает только одна мышца ноги — квадрицепс. Другими словами, крутить педаль можно только одной ногой, когда она находится в переднем положении. Вторая нога при этом находится в нижнем или заднем положении и абсолютно беспомощна, пассивно двигаясь по кругу за счет усилий первой ноги. Потом, соответственно, ноги меняются местами. За счет такого "топтательного" вращения развить приличную мощность на велосипеде просто невозможно, а вот устать раньше времени очень легко.

В случае с контактными педалями, здесь уже работает целая группа мышц, включая бедренные и ягодичные. Нога, "намертво" пристегнутая к педали, уже не совершает пассивного вращения за счет другой ноги, а активно участвует в работе. В то время, когда первая нога давит на педаль, вторая, в отличие от платформ, подымаясь вверх, тянет педаль за собой, придавая дополнительную мощность педалированию.

Также такой тип кругового вращения значительно снижает нагрузку на колено, особенно при езде в горку и при встречном ветре. Немаловажным является и тот факт, что на контактных педалях ноги расположены всегда в одной правильной плоскости, что также обеспечивает высокую эффективность педалирования и снижает нагрузку на колени от, зачастую, неправильного расположения ступней ног на обычных педалях.

02. Универсальные контактные педали для МТБ - Shimano PD-M324 SPD.

shimano_m324

Итак, давайте обозначим основные преимущества контактных педалей перед обычными:

  • Повышенная отдача от педалирования (+ 40-50% к мощности) позволяет с легкостью преодолевать затяжные подъемы, облегчает езду против встречного ветра.
  • Ваша средняя скорость и время разгона увеличатся минимум на 10%
  • Контакты позволяют снять часть нагрузки с коленного сустава, тем самым уменьшают риск развития всяческих заболеваний, а также помогают езде на велосипеде людям, перенесшим различные травмы колена в прошлом.
  • За счет участия в контактном педалировании разных групп мышц, это снижает общую нагрузку и как следствие — утомляемость на длинных дистанциях.
  • При скоростной езде по пересеченной местности, ноги остаются в фиксированном положении, что не позволит сорваться с педали на какой-нибудь кочке.
  • Контакты позволяют комплексно развивать мышцы ног и ягодиц не хуже тренажеров.
  • Большинство контактных педалей меньше по размеру, а следовательно и легче обычных, что дает дополнительное преимущество в гонках и марафонах.
  • Контактные педали являются своеобразной защитой от вело- воров и развода на "дай покататься", так так требуют наличие специальной обуви.
  • Чисто визуально, контакты поднимают вас в классе перед обычными начинающими велосипедистами.
  • Почти вся контактная обувь изготовлена по высоким стандартам, имеет замечательную вентиляцию, анатомическую колодку, высококачественные материалы и шитье.
  • Фиксация ног к педалям позволяет легче отрывать велосипед от земли, перепрыгивая бордюры, однако это делать нужно крайне аккуратно.
  • В гонках в дисциплине кросс-кантри контактные педали позволяют значительно увеличить контроль над велосипедом в поворотах и при агрессивных атаках.

    Теперь, какие же существуют минусы у контактов?

  • Цена. Самые простенькие контакты + самая простая велообувь для них обойдется минимум в 3500 рублей. На профессиональные контакты цена может доходить до 15000 рублей без учета обуви.
  • Повышенная травматичность. Несмотря на автоматическую систему отстегивания ног от педалей в случае падения или ДТП, защищающую от переломов, это не гарантирует получения различных травм от падений. Для новичков и людей неуверенно катающихся на велосипеде, риск падения на контактных педалях крайне высок.
  • В хорошо вентилируемой обуви в холодное время года, а также в дождь, можно замерзнуть, что вынуждает либо покупать специальные защитные бахилы на обувь, либо дополнительную утепленную контактную обувь, стоящую очень дорого.
  • Ходить в контактной обуви по твердой поверхности неудобно, что вынуждает возить с собой, например на работу, сменку. Тоже самое, если вы отправляетесь на велосипеде, например, в театр или на деловую встречу.
  • Контактные педали и шипы могут забиться грязью, что может вызвать проблему при встегивании.

    Очень многих людей обычно отпугивает от контактов не их цена, а именно страх перед падением, которое может навсегда отбить желание научиться ездить на контактах. Особенно такой страх подогревают многие знакомые велосипедисты со стажем, рассказывая всякие ужасы и что вы 100% навернетесь раз так двадцать, прежде, чем научитесь. Чтобы избежать падений по своей вине, достаточно запомнить несложные правила и советы:

  • Решив встать впервые на контакты, потренируйтесь дома встегиваться/выстегиваться, держась одной рукой за стенку, посмотрите многочисленные обучающие видео на Youtube.
  • Начните свое обучение с универсальных педалей, наподобие Shimano PD-M324 SPD. Я себе купил именно такие. Подобные педали имеют контактный механизм только с одной стороны, а с другой стороны они плоские. Это позволяет убить сразу нескольких зайцев: можно кататься на контактах, а в случае с театром или холодной погодой — можно обуться в обычную обувь, тем самым прилично сэкономив. На таких педалях можно кататься с пристегнутой одной ногой, и учиться ее отстегивать, в то время, как вторая нога всегда будет на подстраховке, пока не научитесь. Соответственно, со временем, после того, как вы привыкните к контактам, вторая обычная сторона будет уже надоедать и тогда может стать вопрос о покупке двухсторонних контактов. Это пожалуй единственный минус этой популярной модели.
  • Видя впереди себя какое-то препятствие, пешеходов, перекресток, автомобильную пробку, мамашу с коляской, животных, плохую дорогу и т.п., не ждите до последнего, снизьте скорость и отстегните одну ногу заранее. В последствии это действие должно быть доведено до полного рефлекторного автоматизма.
  • Не лихачьте! Будьте осторожны, проходя на скорости поворот с мелким песком или гравием. Если колесо сорвется, невозможно будет сбалансировать пристегнутой ногой и вы улетите с велосипедом.
  • Отстегивайте ногу всегда резким поворотом носка в нижнем положении педали. В верхнем положении это будет практически невозможно или очень сложно. Может не хватить времени.
  • Все контактные педали имеют регулятор жесткости пружины. Для новичка рекомендуется выставить пружину в самое ослабленное положение.
  • Будьте предельно внимательны на дороге, трезво оценивая дорожную обстановку сбоку, впереди и позади вас. Велошлем строго обязателен!
  • Не выпендривайтесь на контактах перед друзьями, показывая как вы круто прыгаете через бордюры и разворачиваете велосипед.
  • Не старайтесь на низкой скорости проехать через плотный пешеходный трафик. Обязательно, неожиданно, вылезет какая-нибудь бабуля наперерез и вы банально дадите по тормозам, не успев отстегнуться.
  • Старайтесь отучиться на первом этапе от смотрения вниз на педали. Следите за дорогой, а действия с педалями старайтесь выполнять интуитивно.
  • Будьте втройне осторожнее, пересекая трамвайные рельсы. Попадет колесо в желоб — сразу же завалитесь.

    Вроде это все, что вспомнил, ну а теперь от длинного вступления перейду непосредственно к рассказу о голубях, которых можно смело было бы включить в 12-й пункт...

    03.

    IMG_3137

    Во общем, возвращался я с работы. Настроение отличное, светило яркое солнышко, дул освежающий ветерок с озера, а под колесами была прекрасная велодорожка. Имея за плечами довольно хороший опыт езды на велосипеде, к контактным педалям я привык практически сразу же, вполне уверенно встегиваясь и выстегиваясь на светофорах, при нахождении на проезжей части и объезде всяких препятствий. Вот и тут я катил вполне уверенно, ничто не предвещало беды...

    Метрах в ста впереди, по ходу движения, велодорожка проходила вдоль каменной стены, а с правого края дорожки ходило ОНО — настоящее воплощение ЗЛА, под названием "Колумба ливия-доместика", или просто — обычный городской голубь...

    Скажу, что и раньше я недолюбливал голубей, неадекватно шляющихся по дороге и траекторию движения которых практически нереально угадать... Но у меня всегда была возможность резко затормозить, когда эти диверсанты-самоубийцы кидались под колеса... но в этот раз я был на контактах...

    Голубь всячески делал вид, что ему на меня пофиг, что он вообще не при делах и спокойно гуляет возле озера... Я был примерного такого же мнения, намереваясь его спокойно объехать по левой части велодорожки, благо места там было предостаточно. Отстегиваться от педалей я даже не думал.

    И вот, когда до этой пернатой сволочи оставались считанные метры, он решил выполнить свое предназначение на этом свете, храбро, спотыкаясь и падая, кинувшись мне наперерез через дорожку. Не знаю сколько на его счету загубленных велосипедистов, но действовал он очень уверенно и бесстрашно.

    Объехать я его уже не успевал из-за высокой скорости, да и не мог... Слева стена, справа — озеро... Что в таких случаях советуют на многочисленных вело- форумах байкеры, попавшие в подобные ситуации? Совет только один — давить! И решение надо принимать очень быстро... или вы, или голубь... Если это ЗЛО попадет на взлете в спицы — последствия могут быть самыми печальными... В лучшем случае придется менять колесо и стирать одежду от пуха, в худшем — можно загреметь в больницу или сломать шею.

    Не будь я биологом по образованию, или был бы хладнокровной садюгой, может быть так и поступил, но... птичку жалко... Пришлось уводить велосипед в сторону от столкновения и резко давать по тормозам. О том, что я пристегнут к контактам я забыл напрочь... все произошло за считанные доли секунды.

    Если бы не каменная стена слева, я бы улетел с велосипедом куда подальше, а так все ограничилось столкновением по касательной и, как следствие, содранным локтем и ушибленной коленкой. Ноги от педалей, как я уже писал выше, сами по себе отстегнулись каким-то волшебным образом без моего сознательного участия.

    А что же голубь? Эта тварь не пострадала и спокойно дочапала до стены, как будто там был какой-то секретный проход, и не найдя его, спокойно улетела прочь... Спасибо еще, что на голову шлем не насрал...

    К чему я все это написал? А к тому, что даже если вы вполне уверенно держитесь на контактах, вы не застрахованы от неожиданных ситуаций. Учитесь предвидеть различные варианты возможных событий и будьте предельно внимательны находясь на проезжей части. Внезапно выезжающие с парковки авто, резко открывающиеся двери машин, прижатие к бордюру, выбегающие собаки и т.п. могут доставить намного большие неприятности, чем банальный кровожадный голубь... Берегите себя и удачи на дорогах!


  • Subscribe to  blacktroll
    promo blacktroll september 13, 2015 18:46 66
    Buy for 10 tokens
    В Норвегии – стране своей мечты, я пробыл всего три дня… Достаточно ли этих дней, чтобы получить, хотя бы минимальное представление о стране, ее культуре, людях, кухне? Конечно же, нет. Но, я все же попытаюсь дать оценку Норвегии, поделиться своими впечатлениями, а также дать ряд советов людям,…

    Comments

    ( 52 comments — Leave a comment )
    (Deleted comment)
    blacktroll
    Jun. 17th, 2014 01:21 pm (UTC)
    А что за ситуация была?
    (Deleted comment)
    (no subject) - blacktroll - Jun. 17th, 2014 07:49 pm (UTC) - Expand
    (Deleted comment)
    (no subject) - blacktroll - Jun. 17th, 2014 08:04 pm (UTC) - Expand
    (Deleted comment)
    (no subject) - blacktroll - Jun. 17th, 2014 08:28 pm (UTC) - Expand
    lebkuchen
    Jun. 17th, 2014 01:41 pm (UTC)
    Хороший интродакшн! У нас многие пользуются, но я пока не рассматриваю этот вариант.
    Не знал, что у вас такие коварные голуби, выздоравливай!
    blacktroll
    Jun. 17th, 2014 07:50 pm (UTC)
    Еще коварнее, чем молодые мамы с колясками идущие по велодорожке.. этих тоже хватает. Спасибо, уже все хорошо )
    unis
    Jun. 17th, 2014 01:43 pm (UTC)
    Спасибо, интересно было почитать про контакты. Видел несколько раз и не понимал, зачем и какие плюсы-минусы
    blacktroll
    Jun. 17th, 2014 07:50 pm (UTC)
    Я тоже до недавнего момента имел только теоретические знания из интернета, а сейчас ощутил и практическое на своей шкуре.
    nevar
    Jun. 17th, 2014 01:58 pm (UTC)
    забавная штуковина
    blacktroll
    Jun. 17th, 2014 07:51 pm (UTC)
    Забавная, полезная и опасная ))
    droband1975
    Jun. 17th, 2014 02:51 pm (UTC)
    Спасибо, все очень доходчиво написано.)
    blacktroll
    Jun. 17th, 2014 07:51 pm (UTC)
    Рад, что понравилось!
    (Deleted comment)
    blacktroll
    Jun. 17th, 2014 07:52 pm (UTC)
    Ну вот как раз и не предвидел.. теперь буду более внимателен к этим товарищам... Он не собирался перебегать дорогу и вообще смотрел в другую сторону... А тут его черт дернул, что он резко развернулся и поковылял наперерез...
    soullaway
    Jun. 17th, 2014 04:18 pm (UTC)
    а чего это ты на сообщения в личке не отвечаешь?
    blacktroll
    Jun. 17th, 2014 07:53 pm (UTC)
    Сорри, видать не заметил или замотался.. Гляну.
    ambival
    Jun. 17th, 2014 04:56 pm (UTC)
    Я старорежимный консерватор и катаю на топталках. На заре байк-движения в России я как раз застал это чудо инженерной мысли и наблюдал, как люди постепенно пересаживались на новинку. Насмотрелся я и на падающих из-за контактов людей - достаточно жестко, чтобы перекрыть все плюсы от кругового педалирования. И кроме того, хорошие шипованные топталки позволяют если не полностью круговой педалирование, то весьма эргономичное. Исключается только фаза подтягивания вверх. Мне кажется, для коленей важен правильный каденс, а не возможность подключить (достаточно неестественно для езды) бицепс бедра.

    Хотя, конечно, профи и продвинутые давно сделали свой выбор - туклипсы, а потом контакты.
    blacktroll
    Jun. 17th, 2014 07:56 pm (UTC)
    Насчет правильного каденса полностью согласен, в последнее время стал чаще обращать на него внимание. Скоро хочу проехать на МТБ первый бревет... вот тогда и посмотрю есть ли толк и что будет со средней скоростью и утомляемостью мышц. Насчет дополнительных мышц, я думаю, что они включаются только у натренированных спортсменов, а у обычных ездоков они, наверняка, работают постольку поскольку...
    klimat
    Jun. 17th, 2014 06:51 pm (UTC)
    Меня в них печалит, что привыкаешь так быстро, что в другой обуви кататься не хочется...а на встречи ходить в такой обуви не очень хочется :)
    И падать не хочется( но меньшая боль коленей перечеркивает всё :)
    blacktroll
    Jun. 17th, 2014 07:59 pm (UTC)
    Дааа... я теперь это тоже ощущаю. Уже выйти в обычной обуви и сеть на велосипед - как-то неестественно кажется. А из минусов, кроме внешнего вида можно еще отметить достающее цоканье по асфальту/плитке, как на каблуках...
    (Deleted comment)
    (no subject) - blacktroll - Jun. 17th, 2014 08:28 pm (UTC) - Expand
    (Deleted comment)
    (no subject) - blacktroll - Jun. 17th, 2014 09:35 pm (UTC) - Expand
    perisher_13
    Jun. 18th, 2014 06:07 am (UTC)
    Потом подобные истории будут вспоминаться, исключительно, с улыбкой :)) главное чтоб не повторялись!
    blacktroll
    Jun. 18th, 2014 06:17 am (UTC)
    Заказал еще с чейны комплект из 3х крыльев SKS X-Blade II
    rusrocsta
    Jun. 18th, 2014 07:07 am (UTC)
    "Контактные" падения не так уж и страшны, т.к. происходят на скорости около 0 км/ч. Ссадина, синяк, не более.. Рефлекс вырабатывается через пару месяцев. Но и тогда нет 100% гарантии, что в голове не "переклинит". В начале использования волевым усилием заставлял себя одновременно с нажатием тормозной ручки выстёгивать одну ногу (обычно - правую), так, на всякий случай (пусть даже ситуация того и не требовала).

    28-го ждём на бревете!
    blacktroll
    Jun. 18th, 2014 07:14 am (UTC)
    "Восточные сказки" ? Постараюсь быть!
    koveles
    Jun. 18th, 2014 11:43 am (UTC)
    Ух, эти злобные голуби!
    Начинаю понимать. почему некоторое люди едят голубей))
    blacktroll
    Jun. 19th, 2014 05:54 pm (UTC)
    Наверняка вкусные!
    megamizantrop
    Jun. 18th, 2014 08:03 pm (UTC)
    А я себе такие взял.
    Комплект контакты + ботинки обошёлся в 60,42 €. Т.е. меньше трёх тыщ.
    Но теперь другая проблема - не могу открутить старые педали =D
    blacktroll
    Jun. 19th, 2014 05:55 pm (UTC)
    Здорово! А что с педалями, прикипели? WD-40, ну или ближайший велосервис - 100 руб.
    (no subject) - megamizantrop - Jun. 19th, 2014 06:06 pm (UTC) - Expand
    (no subject) - blacktroll - Jun. 19th, 2014 06:08 pm (UTC) - Expand
    (no subject) - megamizantrop - Jun. 19th, 2014 06:17 pm (UTC) - Expand
    (no subject) - blacktroll - Jun. 19th, 2014 06:21 pm (UTC) - Expand
    (no subject) - megamizantrop - Jun. 19th, 2014 06:28 pm (UTC) - Expand
    ren_ar
    Jun. 19th, 2014 01:20 pm (UTC)
    Такую статью хорошо бы в журнал, очень здорово написано!
    История с кровожадным голубем позабавила :-)))))
    blacktroll
    Jun. 19th, 2014 01:23 pm (UTC)
    Ну так оно так и есть... когда они что-то жадно жрут, у них отключается мозг и они не думают об опасности...
    (no subject) - ren_ar - Jun. 19th, 2014 01:23 pm (UTC) - Expand
    (no subject) - blacktroll - Jun. 19th, 2014 01:26 pm (UTC) - Expand
    berdasovivan
    Jun. 23rd, 2014 11:36 am (UTC)
    Я вот недавно ехал, заговорился с человеком сзади и влетел в бордюр) голову повернул за пару секунд, успел вжать по тормозам, но влетел все равно сильно, почти перевернулся через голову вперед, заднее колесо было на уровне головы уже, но устоял) с контактными, я так понимаю, я бы ноги не успел вперед выставить? Так бы с великом и кувыркался. Стоит ли оно того?

    А еще один раз затупил что-то и на повороте (на маленькой скорости) передним затормозил (обычно торможу двумя если на прямой). Дорога была после дождя, короче, занесло перед. велик упал, а у меня была пробежечка) не упал даже) опять же, с ними бы упал небось?
    blacktroll
    Jun. 23rd, 2014 11:49 am (UTC)
    Да.. думаю, падение было бы на 90%... но если подумать и взвесить все истории про падения на контактах + скажу из уже своего опыта - все падения - это наши собственные ошибки... надо стараться их избегать и тогда все будет хорошо.
    (no subject) - berdasovivan - Jun. 23rd, 2014 02:57 pm (UTC) - Expand
    (no subject) - blacktroll - Jun. 23rd, 2014 10:32 pm (UTC) - Expand
    galeneastro
    Jun. 24th, 2014 06:31 pm (UTC)
    Голубь просто великолепен на этом снимке. А уж грозен!)
    Пусть скорее заживают ваши коленки и локоть!
    blacktroll
    Jun. 24th, 2014 09:12 pm (UTC)
    Да, это зимой было.. он сильно замерз на морском побережье, оттого и распушился ))) Болячки скоро пройдут, а педалям радуюсь!
    Сергей Шевелев
    Jun. 25th, 2014 07:01 am (UTC)
    У меня вопрос по безопасности, дожил до контактов, 2 вечер учусь встегиваться-выстегиваться у стены, шлем 100% должен присутствовать теперь? или есть техники падения без увечий головы?
    blacktroll
    Jun. 25th, 2014 07:08 am (UTC)
    Ну как бы шлем обязателен и без контактов, но вопросом вашей безопасности должны заниматься вы сами. Что касается контактов, то падения бывают в 90% случаях при нулевой скорости, при этом вы просто завалитесь на бок, как подстреленный лось, инстинктивно выставив руку... Поэтому страдают в основном ладони, локти и коленки... головой стукнуться не должны, а вот если сбоку будет дерево... сложно сказать.. все зависит от характера падений и скорости.. их не предугадаешь. Повторюсь, на нулевой скорости падения с контактов не страшные, а на большой скорости тапталки ничем не безопаснее контактов.
    (no subject) - Сергей Шевелев - Jun. 25th, 2014 07:45 am (UTC) - Expand
    (no subject) - blacktroll - Jun. 25th, 2014 07:49 am (UTC) - Expand
    (no subject) - Сергей Шевелев - Jun. 25th, 2014 09:23 am (UTC) - Expand
    (no subject) - blacktroll - Jun. 26th, 2014 11:44 am (UTC) - Expand
    (no subject) - Сергей Шевелев - Jun. 27th, 2014 07:29 am (UTC) - Expand
    (no subject) - blacktroll - Jun. 27th, 2014 08:32 am (UTC) - Expand
    ( 52 comments — Leave a comment )

    Latest Month

    September 2017
    S M T W T F S
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    Tags

    Powered by LiveJournal.com