?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дорогие друзья, наконец-то, я добрался до очередного отчета. Времени категорически не хватает ни на что. Только думаешь, ну вот завтра-послезавтра сдам фотографии с последней свадьбы и займусь написанием долгожданных отчетов, как приходит сообщение, или раздается звонок: "Здравствуйте! Я бы хотела заказать у вас фотосъемку…" Это, конечно, хорошо, что мои услуги фотографа пользуются спросом, но разорваться на несколько частей я тоже не могу. Воспользовавшись небольшой передышкой, представляю вашему вниманию первую часть рассказа о наших летних путешествиях 2010. Сегодня речь пойдет о городе и крепости Шлиссельбург в Ленинградской области.

Шлиссельбург

После отдыха 5-го августа в любимом парке Сосновка, о котором я рассказывал в недавнем превью-отчете, на следующий день у меня с Наташей была запланирована поездка в крепость Шлиссельбург на Ореховом острове. Было решено встать пораньше, чтобы успеть увидеть как можно больше…

Проснулись мы только в 11 часов… Через некоторое время, после скоростных сборов, приготовления еды в дорогу и прочей нервотрепки, мы, наконец-то, вышли на улицу. Сразу хочу сказать, что наученные горьким опытом путешествий по крепостям с турфирмами в прошлом году, на этот раз мы твердо решили ехать самостоятельно, да и экономия средств была очевидна.

Автобусы на Шлиссельбург отправляются от станции метро "ул. Дыбенко", это конечная станция 4-й линии. Также до города можно добраться и от станции метро "Рыбацкое" на автобусе № 440. Хоть этот маршрут намного длиннее (около часа в пути), зато он идёт по старинному Шлиссельбургскому тракту вдоль красавицы Невы. Любители поездов могут добраться до крепости с Финляндского вокзала, проехав на электропоезде до станции "Петрокрепость", а затем переправившись на катере через Неву.

Выйдя на ул. Дыбенко, мы увидели огромное количество автобусов всевозможных маршрутов, однако, нужного нам 575-го среди них не было. Расспросив водителей, я узнал, что для того чтобы добраться до остановки нашего автобуса, надо пересечь две улицы и еще пройтись метров сто.

Интервал отправления автобусов 20 минут, но нам ждать не пришлось... на остановке стоял, уже готовившийся к отправлению, автобус. Заплатив за билет по 45 рублей, мы заскочили в салон и автобус тронулся. Через 40 минут скоростной езды по Мурманскому шоссе (автодорога "Кола") мы достигли небольшого провинциального городка Шлиссельбург, расположенного в 55 км. от Санкт-Петербурга.

Шлиссельбург

История города начинается с постройки крепости, но о ней я расскажу чуть позже, во второй части моего отчета, а пока немного исторической справки о самом городе:

Шлиссельбург (в переводе с нем. "Ключ-город") вырос в первой половине XVIII в. из посада Шлиссельбургской крепости. На левом берегу Невы было село "Спас-на-Неве" (название по церкви). Население состояло из военных, а также из семей крестьян и купцов. Поселение понемногу расширялось, превращаясь в небольшой городок. Население Шлиссельбурга помогало солдатам в укреплении крепости. На купцов возлагалась обязанность по доставке строительных материалов и питания для строителей и солдат гарнизона.

В 1731 г. было почти завершено строительство Ладожского канала. С вводом в эксплуатацию каналов и шлюзов, Шлиссельбург занимает третье место среди городов России по объёму грузооборота. А к концу XVIII в. Шлиссельбург получил герб и статус уездного города Санкт-Петербургской губернии и стал крупным портовым городом на водном пути к Петербургу.

В годы Великой Отечественной войны город был оккупирован немецко-фашистскими войсками и подвергся сильному разрушению. В послевоенное время город имел название Петрокрепость и активно восстанавливался, а в 1992 г. городу возвращено историческое петровское название Шлиссельбург.


Забегая вперед, скажу, что городок мне понравился. Романтические старинные улочки и древние храмы излучают какое-то незримое спокойствие, везде чистота и порядок, люди вполне приветливые, готовые что-либо подсказать или объяснить. Много зелени и почти нет машин.

Купив в газетном киоске несколько симпатичных сувенирных открыток и отличную карту города (что приятно порадовало), мы направились к старинному Благовещенскому собору, расположенному совсем рядом с автостанцией.

Шлиссельбург

Хотя правильнее будет сказать, что здесь расположился целый соборный комплекс, включающий в себя Никольскую церковь (1770 г.) светло-голубого цвета, Благовещенский собор (1764—1795 гг.) и часовню Казанской Божией матери (1864 г.).

Шлиссельбург

Центральное место здесь, конечно, занимает старинный Благовещенский собор, который, к сожалению, как и многие древние храмы России, сейчас находится в запустении и на вялотекущей реставрации. Окна и двери заколочены деревянными досками, на колокольне отсутствуют колокола и остроконечная крыша, почти повсюду отваливается штукатурка, обнажая старинный кирпич. Хотя, с другой стороны, не все так плохо. Судя по, заново сделанной, крыше, покрытой блестящими листами жести, храм хоть и медленно, но понемногу реставрируют, а это уже радует.

Шлиссельбург

Собор был построен на месте деревянной церкви в 1764 году на средства А.Белова и гг. Сибилевых, впоследствии погребенных внутри здания. В 1778 году к основному объему церкви пристраивается колокольня. Действующим собор оставался до 1930-х годов. В годы войны здание сильно пострадало: полностью была уничтожена кровля собора и шпиль колокольни.

Шлиссельбург

Пока я занимался фотографированием собора, Наташа сходила в действующий Никольский храм и поставила там свечки. Церковь св. Николая, хоть и была ровесником собора, но не могла похвастаться своей архитектурной привлекательностью. Кстати, Никольский храм назывался "теплым", так как предназначался для проведения служб в зимнее время.

Рядом с собором расположилась небольшая часовенка с интересным архитектурным дизайном фасада. Вход в часовню выполнен в античном стиле с двумя колоннами.

Шлиссельбург

Шлиссельбург

Однако пора было идти к пристани, чтобы оттуда добраться до главной цели нашей поездки – Шлиссельбургской крепости на Ореховом острове.

От соборного комплекса дорога к пристани шла через Петровский мост, еще одну достопримечательность города. Мост был построен в 1826-1932 годах в период реконструкции шлюзового бассейна канала.

Шлиссельбург

Главная отличительная черта, сохранившаяся до наших дней, это – монолитные колонны из розового гранита, изготовленные артелью Самсона Суханова.

Шлиссельбург

С моста открывался замечательный вид на 4-х камерный шлюз, сооруженный в 1826-1828 гг. под руководством П.П.Базена., за которым раскинула свои воды величественная Нева.

Шлиссельбург

Шлиссельбург

С другой стороны моста взгляду открывалась нить Староладожского канала, соединяющая две судоходные реки: Волхов и Неву. Канал строился с 22 марта 1719 года по 1730 год. Петр лично составил план канала и определил его размеры: шириной – 10 сажень (21,4 метра), глубиной 2 сажени (4, 28 метров), длиной 104 сажени от города Новая Ладога до города Шлиссельбург.

Прямо за Петровским мостом раскинулась Красная (Сенная) площадь, а чуть дальше находится старинное здание городской администрации.

Шлиссельбург

Подходить ближе мы не стали, повернув налево и мимо Гостиного двора (построен в середине 1890-х годов инж. В.Н. Бобровым), вышли к пристани "Петрокрепость".

Шлиссельбург

Шлиссельбург

Рядышком высится памятник Петру I, а чуть поотдаль находится Информационно-туристический центр, где можно заказать различные экскурсии, забронировать гостиницу, получить полезную информацию, купить сувенирную продукцию и т.д.

Шлиссельбург

На пристани немноголюдно, работает небольшое кафе. Ожидая катера, мы любуемся Невой, по которой периодически проплывают круизные теплоходы, баржи, катера.

Шлиссельбург

Через некоторое время к пристани подошел небольшой катер "Suzuki", доставив пассажиров с Орехового острова. Загружаемся, надеваем спасательные жилеты и уже через пару минут быстроходный катер буквально полетел по волнам, оставляя пенные фонтаны брызг за кормой и море восторга от такой скорости.

Шлиссельбург

Шлиссельбург

Стрелой вылетев из бухты Новоладожского канала, катер вышел в акваторию Невы и, наконец-то, мы увидели, быстро приближающийся, Ореховый остров с расположенной на нем старинной крепостью Шлиссельбург.

Шлиссельбург

Однако внешний вид крепости отличался от привычного нам вида с многочисленных открыток и фотографий в сети Интернет. У центральной башни, являющейся визитной карточкой крепости, полностью отсутствовал деревянный шатер кровли. Дело в том, что в ночь перед нашей поездкой в крепости случился сильный пожар, погубивший шатер башни. Скорее всего, в башню ударила молния, так как ночью была гроза, однако не исключается и версия умышленного поджога. Подробности смотрите ниже в видеосюжете от НТВ, который я выложил на YouTube.com.



В любом случае, мы попали в крепость в исторический момент. Крышу со временем, конечно, отремонтируют, а на фотографиях навсегда останется запечатлен очередной исторический момент из непростой биографии Шлиссельбургской крепости.

Шлиссельбург

Разглядывая крепость и сгоревшую башню, мы не заметили, как катер прибыл к пристани "Орешек". Заплатив капитану нашего быстроходного судна по 50 рублей с носа, мы сошли на берег.

Прямо у пристани находится небольшая, невзрачного вида, будка-палатка, где можно купить билеты в крепость, сувениры, а также заказать экскурсию по крепости.

Предприимчивая дама предложила нам купить билеты с, включенной в их стоимость, экскурсией, однако мы этого не стали делать, чему были впоследствии рады, но об этом позже.

Шлиссельбург

Выбор сувениров в палатке был почти никакой, поэтому мы купили только несколько, довольно среднего качества, магнитиков для тревел-коллекции, а также обычные входные билеты в крепость. Стоит заметить, что билеты покупать можно было не обязательно, но мы, как многие иногородние туристы, еще ничего об этом не знали.

На всякий случай, я спросил у билетерши про то, во сколько отправляется последний катер с острова и был неприятно осведомлен, что последний рейс катера приходится на 17:00, а на часах было уже около 16-ти. Притом она добавила, что если мы опаздаем на катер, то нам придется самостоятельно думать о том, как выбраться с острова.

Чтобы больше не терять драгоценного времени, которого итак оставалось крайне мало, мы двинулись к крепостным воротам.

Шлиссельбург

Продолжение следует...

Читайте также в серии "Путешествие по крепостям и живописным местам Карельского перешейка – 2010:

Часть 10. "Петергоф. Наглые голуби и зажравшиеся белки"
Часть 09. "Обзорная прогулка по Приозерску"
Часть 08. "Крепости Северо-запада: Корела"
Часть 07. "Саблино. Экспедиция по реке Тосна"
Часть 06. "Саблино. В Пещере горного короля"
Часть 05. "Ладожское озеро и о. Коневец (ч.2.)"
Часть 04. "Ладожское озеро и о. Коневец (ч.1.)"
Часть 03. "Крепости Северо-запада: Шлиссельбург (ч.2.)"
Часть 02. "Крепости Северо-запада: Шлиссельбург (ч.1.)"
Часть 01. "Путешествие по Ленинградской области - 2010. Превью."

Subscribe to  blacktroll
promo blacktroll september 13, 2015 18:46 65
Buy for 10 tokens
В Норвегии – стране своей мечты, я пробыл всего три дня… Достаточно ли этих дней, чтобы получить, хотя бы минимальное представление о стране, ее культуре, людях, кухне? Конечно же, нет. Но, я все же попытаюсь дать оценку Норвегии, поделиться своими впечатлениями, а также дать ряд советов людям,…

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
renatar
Dec. 2nd, 2010 06:26 am (UTC)
Очень красивые фотографии, многое из этого нам в Шлиссельбурге так и не удалось увидеть при свете солнца. Место необычное во всех смыслах слова, даже и для России.
blacktroll
Dec. 2nd, 2010 07:25 am (UTC)
Спасибо! Вторая часть, которую уже скоро выставлю, будет целиком посвящена крепости и будет еще интереснее.
renatar
Dec. 2nd, 2010 07:55 am (UTC)
Надеюсь, что мои исследования на тему крепости Вам пригодились ;-)
blacktroll
Dec. 2nd, 2010 08:32 am (UTC)
Несомненно! Ездили с распечатками ))
teufelus
Dec. 2nd, 2010 06:29 am (UTC)
фотографии хорошие, понравились)
а по поводу возвращения могу сказать, что электрипчка прибывает на другую сторону Невы, нежели город Шлиссельбург. Так что Вы могли пройдясь по городу, осмотреть крепость, переехать на частнике за те же 50р на другой берег Невы и уехать в Петербург на электричке :)
blacktroll
Dec. 2nd, 2010 07:27 am (UTC)
Спасибо! Это да, мы это поняли потом уже, о чем будет рассказано во второй части.
ren_ar
Dec. 2nd, 2010 09:02 am (UTC)
Интригующая концовка получилась, интересно, а что же было дальше... :))))
А городок вроде такой приятный, ухоженный, домики интересные. Вот только случай с крышей у крепости... сомнительно, что гроза... скорее поджог или преступная халатность...
blacktroll
Dec. 2nd, 2010 09:14 am (UTC)
Да... скучно не будет :)))

Городок мне чем-то Мамоново напомнил... приятное впечатление оставил.

А крыша... тут может быть что угодно. Были случаи, когда сами работники подобных исторических комплексов устраивали поджог, выдав это за грозу и т.п., дабы привлечь внимание властей, чтобы потом выдели средства на устранение последствий пожара, а заодно и на реставрацию всего остального.

galinaaksyenova
Dec. 2nd, 2010 10:57 am (UTC)
Очень красиво!
Рядом с Петербургом, а место совсем нетуристическое.
жалко, что церковь разрушается - такая красивая

blacktroll
Dec. 2nd, 2010 11:10 am (UTC)
Туристическое, только не на столько популярное, как тот же Новгород или Псков, например, хоть и не менее значимое в историческом плане.

А сколько подобных церквей по России, даже в более плачевном состоянии... Многие так вообще архитектурные шедевры.
galinaaksyenova
Dec. 2nd, 2010 11:17 am (UTC)
разве только в России?
У нас то же самое - или разрушается, пока не упадет, или так отреставрируют, что лучше бы вообще не трогали
blacktroll
Dec. 2nd, 2010 12:10 pm (UTC)
Согласен, кстати! У вас и в Беларуси тоже много таких красот.
cr2
Dec. 3rd, 2010 01:35 pm (UTC)
Спасибо за виды "не крепостного" Шлисселя. Обычно рассказывают только про крепость. И действительно, отсутствие крыши башни прям режет глаза..
blacktroll
Dec. 3rd, 2010 01:45 pm (UTC)
Да... на день бы раньше туда поехали и застали бы с башней )

Вторую часть рассказа постараюсь сделать более жизненной, чем просто виды и сухие страницы истории.

А городок понравился своей чистотой и уютом, хотя не было времени добраться до музея и отдельных улиц.
cr2
Dec. 3rd, 2010 01:48 pm (UTC)
Заснять можно было репортаж о пожаре, попав на день раньше.. Норм и первая часть. Заглядывайте ко мне в "другую Москву";)
blacktroll
Dec. 3rd, 2010 01:53 pm (UTC)
ок. Сейчас окно появилось свободное, уже 3 день разгребаю тонну накопившейся френдленты =)
holodnaya_voda
Dec. 11th, 2010 08:43 am (UTC)
Ах, какая затравка! Жаждем продолжения!
blacktroll
Dec. 12th, 2010 10:09 am (UTC)
Уже скоро :)
tina_luchina
Dec. 14th, 2010 11:22 am (UTC)
потом составить картинку-план о том как идти до этой остановки!
igor_shevchuk
Aug. 25th, 2011 10:05 am (UTC)
Крепость "Орешек". История и современность
Мне очень понравился Ваш рассказ. Спасибо большое!
А я недавно сделал видео про крепость "Орешек" с историческим очерком. Приглашаю его посмотреть:
http://www.youtube.com/watch?v=NcF2aOc7h3Q
blacktroll
Sep. 3rd, 2011 05:16 pm (UTC)
Re: Крепость "Орешек". История и современность
Огромное Вам спасибо! Видео очень понравилось!!
igor_shevchuk
Sep. 3rd, 2011 10:00 pm (UTC)
Re: Крепость "Орешек". История и современность
И Вам спасибо. Очень рад, что моя работа понравилась.
blacktroll
Sep. 4th, 2011 02:47 pm (UTC)
Re: Крепость "Орешек". История и современность
А можно узнать, что за женщина читала текст? Экскурсовод проф. или сотрудник музея какого-нибудь? Очень хорошо поставлен голос и интересно было слушать.
igor_shevchuk
Sep. 4th, 2011 04:23 pm (UTC)
Re: Крепость "Орешек". История и современность
Это просто моя знакомая. Запись сделана у меня дома, а не в студии на профессиональном оборудовании.
igor_shevchuk
Sep. 22nd, 2011 07:34 pm (UTC)
Новости.
Здравствуйте, Андрей!
Мне сегодня сообщили важные новости: 11 сентября прошла ещё одна служба в храме крепости "Орешек". Фотографии я пока не видел. Мемориал оставят на месте. Как только найдутся инвесторы на программу, планируют поставить часовенку в храме и дальше вести реставрационные работы.
igor_shevchuk
Sep. 22nd, 2011 07:36 pm (UTC)
Re: Новости.
Кстати, в Вашем альбоме много красивых интересных фотографий. Я с удовольствием сюда захожу.
blacktroll
Dec. 1st, 2011 07:14 am (UTC)
Re: Новости.
Рад вам всегда!
blacktroll
Dec. 1st, 2011 07:13 am (UTC)
Re: Новости.
Спасибо за новость!
( 28 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com