?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаю знакомить вас с немецким наследием нашей области и сегодня в обзоре руины очередной кирхи, находящейся в поселке Чехово, Багратионовского района Калининградской области. Орденская кирха Удерванген (нем. Kirche Udervangen) была построена в конце XIV века, через несколько лет после основания одноименного поселения (1365 г.) на реке Фришинг (совр. Прохладная). Из-за своего географического расположения и неспокойных времен, кирха, скорее всего, изначально проектировалась не только для духовной, но и для оборонительной цели, что отразилось в ее архитектурном облике.

IMG_4701a.jpg

Фундамент кирхи и часть стен были выполнены из массивных каменных валунов. В XV веке, с западной стороны кирхи, строится кирпичная башня с многочисленными полукруглыми слепыми окнами и декоративным фронтоном, усиленная мощными контрфорсами. Еще век спустя, к нефу кирхи были пристроены полукруглые хоры с ризницей.

02.

old_06.jpg

03. Довоенные фотографии поселка.

old_02.jpg

В 20-х годах XVIII века, уже лютеранская, кирха обзаводится кафедрой и очень красивым алтарем. Ведутся росписи стен и пололка, а также храм получает свое название "Кирха Христа". В 1876 году смонтирован орган, а спустя 12 лет, над башней надстраивается колокольня с остроконечным шпилем и часами, увенчанная кованым крестом. В этом же году для колокольни отливается второй колокол.

04. Алтарь. Фото 1892 г., (с) Adolf Bötticher.

old_04.jpg

К началу Второй мировой войны община Удерванген насчитывала 1616 жителей. 26 января 1945 года в поселок вошла 11-я гвардейская стрелковая дивизия 11-й гвардейской армии генерал-полковника К.Н. Галицкого, а также 159-я и 184-я стрелковые дивизии 5-й армии генерала Н.И. Крылова. В ходе боевых действий кирха практически не пострадала и до 60-х годов была вполне целой. Однако внутреннее убранство кирхи было варварски уничтожено и разграблено.

05. Мощные контрфорсы башни.

IMG_4706.jpg

06.

IMG_4715.jpg

За неимением должного ухода, кирха стала быстро ветшать, что привело, в 1969 году, к обрушению кровли. Кирху еще вполне можно было спасти, однако до нее никому не было дела и в 1985 году, по распоряжению председателя местного совхоза, ее начали целенаправленно разрушать военными тягачами. Кирпичи и валуны вывозились и использовались под нужды совхоза. Так полностью исчезли северная, восточная и частично южная стены кирхи.

07.

IMG_4720.jpg

Опомнились только в 2007 году, когда постановлением Правительства Калининградской области № 132 от 23 марта 2007 года, кирха Удервангена, уже успевшая лишиться еще и части шпиля с крестом, получила статус объекта культурного наследия регионального значения.

08.

IMG_4722.jpg

Спустя три года, в 2010 году, руины кирхи были переданы РПЦ – приходу Храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в городе Багратионовске. Проходы в притвор башни были заложены кирпичом и таким образом "законсервированы"… Плюс от этого только один – никто не получит по голове кирпичом или частью разрушающейся кровли башни… А она разрушается очень быстро и практически уже исчезла. Способствуют этому и растущие на фризе башни деревья.

09.

IMG_4721.jpg

10. Эпитафия.

IMG_4713.jpg

Удивительным образом до наших дней сохранился круглый барельеф Хризмы над центральным входом.

12.

IMG_4709.jpg

Хризма (Хи-Ро) — это монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α (Альфа) и ω (Омега). Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр. 1:8; см. также Откр. 22:13). Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога живаго» (Откр. 7:2).

13.

old_05.png

Сегодня кирха выглядит очень печально… Не удивлюсь, если в ближайшие годы обвалится испещренная пулями и осколками башенка колокольни. Чудом сохранившийся кованный металлический крест над главным входным порталом кирхи сильно согнут, видать кто-то хотел вырвать его веревками, да не получилось… Надолго ли? Церковный погост под стенами кирхи также практически исчез… О нем сегодня напоминают лишь фрагменты надгробий и разбросанные в кустах человеческие кости…

14.

IMG_4701.jpg

15.

IMG_4716.jpg


Subscribe to  blacktroll

Posts from This Journal by “Восточная Пруссия” Tag

promo blacktroll september 13, 2015 18:46 66
Buy for 10 tokens
В Норвегии – стране своей мечты, я пробыл всего три дня… Достаточно ли этих дней, чтобы получить, хотя бы минимальное представление о стране, ее культуре, людях, кухне? Конечно же, нет. Но, я все же попытаюсь дать оценку Норвегии, поделиться своими впечатлениями, а также дать ряд советов людям,…

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
soullaway
Oct. 15th, 2015 01:17 pm (UTC)
с одной стороны грустно всё это,а с другой народу там нет что б ходить молиться,как туристический объект тоже нерентабельно,так что всё логично.
blacktroll
Oct. 15th, 2015 01:38 pm (UTC)
Есть истина в твоих словах... но от этого не легче... Зато перед кирхой сделали хорошую футбольную площадку для местной детворы.
yarowind
Oct. 15th, 2015 07:01 pm (UTC)
Законсервировать бы...
blacktroll
Oct. 16th, 2015 06:54 am (UTC)
Эх...
cr2
Oct. 16th, 2015 01:02 pm (UTC)
Именно что грустно! Что логично - что победители показали себя варварами и превратили уютнейшее местечко в помойку, целенапрвленно разрушая историю, как этот дуболом-совхозник ?
soullaway
Oct. 16th, 2015 01:16 pm (UTC)
пошло говно по трубам...
cr2
Oct. 16th, 2015 02:28 pm (UTC)
Зато правда
soullaway
Oct. 16th, 2015 02:46 pm (UTC)
в чём правда? в том что в это заведение некому ходить? ну нет здесь католиков. а как туристический объект это заведомо пустая трата денег.
cr2
Oct. 16th, 2015 05:42 pm (UTC)
Правда в том, что я вижу говносостояние места на картинках Андрея. Мне до слез обидно, что мой народ изуродовал это место, которое раньше, судя по старым фоткам, было уютное.

Кончено, нахрен тут храм. Нахрен культуру сохранять..пустая трата денег.. Сжечь, развалить, н... всё, на совхозные кирпичи разобрать, превратить в помойку. Давай все музеи разрушим и уничтожим. Нахрена культуру в народ нести? Крушить всё, совхозам кирпичей не хвататет! Разберём! Вот тогда заживём!

Пустая трата денег - это олимпиады разные и ленточки, в которых нуль памяти и которые никакого отношения к войне не имеют.

Тьфу, противно даже!
soullaway
Oct. 16th, 2015 05:46 pm (UTC)
о,оказывается олимпиада не нужна была.занятно,миллионам людей нужна а тебе нет. забавный ты. разница только в том что она дала толчок к развитию спорта,мы там победили,хоть не стыдно за страну. а тебе подавай реставрацию трёх с половиной кирпичей чуждой нам культуры. представители которой занимались геноцидом к слову.
cr2
Oct. 16th, 2015 05:46 pm (UTC)
Всё ясно)
soullaway
Oct. 16th, 2015 05:49 pm (UTC)
да мне тоже давно всё ясно. смешивать своё родное с дерьмом и молиться на запад это в тренде. всегда были такие как ты и такие как я. ничто не меняется))
cr2
Oct. 16th, 2015 05:50 pm (UTC)
Любой народ в войнах геноцидом занимался. И памятники культуры никакого отношения ни к войнам, ни к геноцидам, ни к политике не имеют. Глупо на кирху сваливать преступления нацистов.

Развитие спорта? Не смеши.. Покажи мне данные по развитию спорта в Иркутской области, Магадане или Якутии. Вот когда увижу, тогда поверю.

А вообще я не хочу с тобой ничего обсуждать. Всё ясно, повторюсь. Пока)

Edited at 2015-10-16 05:51 pm (UTC)
soullaway
Oct. 16th, 2015 05:55 pm (UTC)
то покажи,то не хочу обсуждать.экий ты непостоянный))
blacktroll
Oct. 16th, 2015 06:10 pm (UTC)
Насчет геноцида и т.п... Следующий репортаж будет еще про одну кирху... там история еще хлеще... Там кто только не сцепился уже в споре... почитаешь.
blacktroll
Oct. 16th, 2015 06:01 pm (UTC)
Ключевая фраза "мой народ", в этом я соглашусь... Да, конечно, в последние годы много чего делается, не смотря на ворье кругом, кризисы и т.п... Но вот культура как была в одном месте, так она там и осталась...
cr2
Oct. 16th, 2015 06:05 pm (UTC)
Зато выше считают, что у нас толчки к развитию)

Делается, конечно, но не так много, как бы хотелось

Edited at 2015-10-16 06:06 pm (UTC)
perisher_13
Oct. 16th, 2015 06:18 pm (UTC)
Разделяю Вашу точку зрения, Алексей!
cr2
Oct. 16th, 2015 06:22 pm (UTC)
Благодарю, что хоть кто-то ещё считает, что поговорив о печальном, которое нужно исправлять, а не замалчивать, я "не смешал родное с дерьмом", как это назвали выше
koveles
Oct. 22nd, 2015 11:24 am (UTC)
В нашей стране всегда так, к сожалению. Не хотят историю беречь. Особенно это стало заметно после революции, мать её так.
cr2
Oct. 22nd, 2015 11:39 am (UTC)
Жаль, что и после почти 100 лет, как прошло с революции, некоторые её идеи в народе живы
blacktroll
Oct. 16th, 2015 05:57 pm (UTC)
И такие истории присущи почти каждой кирхе в области... ((
cr2
Oct. 16th, 2015 06:01 pm (UTC)
Печально, что есть люди, как товарищ выше, которые не видят в этом ничего плохого.
blacktroll
Oct. 16th, 2015 06:07 pm (UTC)
Вот у нас сейчас в городе прошел уже, хрен знает какой по счету, архитектурный международный (!) конкурс на то, как же будет выглядеть центр города к 2018 году... Конкурсов прошло куча, разбазарены многие миллионы на премии победителям и что в результаете... руководство города ни пришло ни к какому выводу и решению... А ведь на эту сумму можно было что-то отреставрировать в области, сделать там музей или еще что... Ладно бы еще опысываемая кирха находилась где-то в глуши области, а ведь она относительно рядом с центром и вполне могла бы входить в кольцо популярных тур. памятников.
cr2
Oct. 16th, 2015 06:18 pm (UTC)
Да я то понимаю всё) Какая разница даже, где она находится. Она могла бы быть привлечением туристов в это село. А значит и притоком денег. Да даже просто УКРАШАТЬ место,а не позорить его. В области итак многое культурное наследие в ужасном состоянии. И что делается, чтобы исправить ситуацию?
Рухнет всё и никто не будет ничего помнить. И будут приписывать зверства нацистов к несчастным развалинам и считать, что толчки пошли во всём.

Зато эксперты, вроде soullaway, лучше всех всё знают и оскорбляют, что я молюсь на запад. Почему у нас, если идёт критика, это сразу "продался западу"? Что за совок? Почему нельзя иметь другого мнения и не на пустом месте, а аргументируя? Как о покойниках? Или хорошо, или ничего? Не мне кого-то судить конечно, но обидно и стыдно за таких
blacktroll
Oct. 16th, 2015 06:22 pm (UTC)
Увы, я думаю, тут уже больше человеческий фактор и принципы, а не попытка разобраться.
ren_ar
Oct. 16th, 2015 06:30 pm (UTC)
Такие люди и разрушали... дай такому бульдозер, так он первый пойдет стены крушить. Для таких людей не существует культуры как таковой, только слепая ненависть ко всему, что им кажется чуждым, этакой искаженный и озлобленный патриотизм. Ведь, конечно, они считают себя патриотами. Как и многие немцы, кстати, в свое время, тоже считали себя таковыми.
blacktroll
Oct. 16th, 2015 06:35 pm (UTC)
С большим натягом я еще могу понять солдат в 45-м, выплескивающих свою ненависть на чем-то чужеродном, за погибших друзей и родных... но о никакой культуре этих людей тут даже речи идти не может... Расстреливать и ломать шедевры многовековой мировой культуры - это гнусно при любых обстоятельствах... В области, наверное, нет ни одной кирхи, которая не была бы варварски разграблена после войны...
ren_ar
Oct. 16th, 2015 07:12 pm (UTC)
Увы, все именно так и есть...
blacktroll
Oct. 16th, 2015 07:15 pm (UTC)
К тому же сейчас становятся доступными многие материалы тех лет, которые скрывались от советских граждан... И в них советские солдаты зачастую выглядели совсем не зайчиками и мало чем отличались от фашистов.
ren_ar
Oct. 16th, 2015 07:24 pm (UTC)
Война часто открывает в людях самые низменные инстинкты... Бывают, конечно, и обратные примеры. Но война это всегда кровь, жестокость и убийства. А самое страшное происходит, когда появляется чувство превосходства и вседозволенности.
blacktroll
Oct. 16th, 2015 07:28 pm (UTC)
Оно, увы, есть и в мирное время у многих "граждан"...
ren_ar
Oct. 16th, 2015 07:32 pm (UTC)
Ага, имеются такие товарищи...
cr2
Oct. 16th, 2015 06:43 pm (UTC)
Согласен!

А такой "патриотизм" ещё более опасен и печален, чем полное отсутствие патриотизма
blacktroll
Oct. 16th, 2015 06:47 pm (UTC)
Так и есть... И такой "патриотизм" счас повсюду...
cr2
Oct. 16th, 2015 06:57 pm (UTC)
Скорее будут "санкционные товары" в магазинах искать, чем свой двор подметут лишний раз и за бесплатно
blacktroll
Oct. 16th, 2015 07:01 pm (UTC)
Вот это правда! Про санкционные товары даже говорить не хочется.. одни эмоции...
platpaul
Oct. 15th, 2015 03:16 pm (UTC)
спасибо за пост Андрей, посмотрел с большим интересом...
blacktroll
Oct. 15th, 2015 03:19 pm (UTC)
Постепенно собирается фотоколлекция ускользающего наследия... В случае чего, хоть останется информация в подобных архивах.
platpaul
Oct. 15th, 2015 03:21 pm (UTC)
это огромный труд, Андрей!
blacktroll
Oct. 15th, 2015 03:22 pm (UTC)
Главное, что есть интерес - он в помощь!
lavagra
Oct. 16th, 2015 09:14 am (UTC)
Исчезающая история всегда печальное зрелище...
blacktroll
Oct. 16th, 2015 05:57 pm (UTC)
Согласен.
suomilarissa
Oct. 18th, 2015 06:53 pm (UTC)
Ты, Андрей, делаешь большое и нужное дело - посты об исчезающих церквах. Ведь каждая из них - культурное наследие, кусочек истории.
Каждый раз, когда вижу у кого-то в блоге фоторасскх о руинах старинных храмов, сжимается сердце и горько и обидно, что как народ, так и власть держащие, равнодушно относятся к тому, что строения ветшают. Вот как подумаешь, что в той же Финляндии, в принципе не очень богатой стране, каждая церквушка, будь она лютеранская или православная, сохраняется как культурный объект, во многие привозят туристов, есть памятки с историей храма. Старинные церкви реставрируют, охраняют, берегут.
blacktroll
Oct. 19th, 2015 07:54 pm (UTC)
Спасибо вам за такой отзыв! Подпишусь под каждым словом. Все правда!
( 45 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com